Развитие музыкальных способностей учащихся младших классов через игровые формы работы.

Развитие музыкальных способностей  учащихся младших классов через игровые формы работы
Степанова О.В.,
учитель музыки МБОУ «СОШ№1» первой категории
Музыка  показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
                                                  Эмерсон У.
            Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. По мнению Б.М.Теплова, «Музыкальностью» часто обозначают совокупность музыкальных способностей человека. Развитие музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности влечет за собой воспитание музыкальной культуры школьников.  Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цели музыкального воспитания: формирование хорошего музыкального вкуса, понимание прелести большого искусства, ощущение разницы между хорошим и плохим. Речь идет о духовном и эстетическом развитии ребенка.
Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л. Бочкарев.
         В педагогике существует различные технологии,  которые помогают учителю музыки в развитии музыкальных способностей младших школьников. Это и здоровьесберегающие технологии,  и индивидуализация обучения, и дифференцированный подход, и проблематизация материала, и применение ИКТ.
Но особое место в моей практике работы с младшими школьниками занимает игровая технология, позволяющая наиболее полно раскрыть «музыкальность» ребенка, создать для него ситуацию успеха и ощущения радости от соприкосновения с музыкой, с прекрасным. Я считаю, что ценность музыкальных игр в том, что они расширяют кругозор учащихся, дают возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков.
Именно поэтому целью моей темы по самообразованию стало создание коллекции игровых форм работы, способствующих развитию музыкальных навыков младших школьников. Это могут быть уроки-игры, элементы игр на уроках и во внеурочной деятельности.
Основной, традиционной формой проведения музыкальных занятий в общеобразовательной школе является урок. В структуре урока музыки присутствуют  различные виды музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание музыки, музыкальная грамотность, игра на простейших музыкальных инструментах, творчество. Разрабатывая уроки-игры, я стараюсь сделать их интересными для каждого ребёнка, чтобы каждый мог проявить себя в той или иной деятельности. Например, в музыкальной инсценировке сказок «Муха-Цокотуха», «Репка» каждый учащийся может почувствовать себя и танцором, и художником, и постановщиком танца, и просто зрителем. Урок-игра «Угадай мелодию», которая проходит по подобию телевизионной игры, помогает детям развить музыкальную память.  Играя оперу «Волк и семеро козлят» учащиеся развивают и вокальные способности, и артистические данные, вырабатывают чувство ритма.
Уроки музыки, в которых включены элементы музыкальной игры, также отличаются оригинальностью. Игры: «Определи по ритму», «Ритмическое эхо», «Вспомни мелодию»,  «Из какой песни?», «Конкурс дирижеров», музыкальные викторины – стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию, а это важные факторы в развитии личности ребёнка.
Так, цель музыкально-дидактической игры «Ритмическое эхо»  – развитие динамического слуха, вокальных способностей, формирование комплексного представления о песне.
Методика проведения игры.
Учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает игру любому ученику, справившемуся с заданием.
Игра « Эхо» помогает научить детей запоминать текст песни, петь выразительно, брать дыхание между фразами. Постепенно учащиеся начинают понимать, чтобы передать то или иное настроение в песне, необходимо исполнять по-разному: одни песни поются отрывисто или протяжно, другие легко или напевно.
Развитием музыкальных способностей младших школьников я занимаюсь и во внеурочной деятельности. Мною разработана программа внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС «С Миру по нотке» для детей 1-4 классов. Все учащиеся имеют разные стартовые музыкальные способности. Соответственно, основным принципом работы программы «С Миру по нотке» становится индивидуализация обучения.  Цель –  формирование у учащихся устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных данных, приобщение детей к сокровищнице вокально-песенного искусства. Учащиеся, благодаря занятиям по данной программе, украшают вокальными номерами традиционные школьные мероприятия: «День учителя», «День матери», «Новый год», «8 марта», «Последний звонок».
Таким образом, применение на  уроках музыки и во внеурочной деятельности игровой технологии сам предмет музыки одним их любимых школьниками, интересным, творческим. Дети активно включаются в игровую деятельность, у них активизируется мышление. А вместе с этим развиваются основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма, тембровый слух, динамический слух, творческие способности.  
Результатом является возросшая мотивация учащихся к предмету. С каждым годом увеличивается число детей, желающих заниматься музыкой вне урока. Победы детей на городских конкурсах помогают поддержать ситуацию успеха. Игровые технологии позволили сделать обучение музыке ярким, запоминающимся, эмоционально-положительным. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий